Талант А.С. Пушкина с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора. Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Я выбрала эту тему, потому что, с моей точки зрения, творчество Пушкина - это основа русской литературы. А тема «Пушкин и музыка» никогда не затрагивается на уроках, именно поэтому я решила углубиться в историю творчества писателя и его связь с музыкой. Произведения Пушкина настолько значительны, что заслуживают особого разговора. А Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена еще его современниками.
Стоит изначально обратиться к музыке, как искусству, и обозначить ее связь с литературой. С помощью музыки можно выразить многообразие чувств, эмоций, образов, идей. Но при этом каждый человек по-своему видит посылаемый композитором образ, потому что музыка не выражает что-либо конкретное. Возможно, именно это и объединяет литературу с музыкой, ведь события и герои, описанные писателями в их произведениях, воспринимаются каждым по-разному. Поэтому композиторы, используя литературу, дают возможность людям посмотреть на литературные образы и события по-новому.
Что касается А.С.Пушкина, то можно сказать, что его жизнь связана с музыкой с самого детства. Известно, что няня Пушкина Арина Родионовна не только хорошо знала множество сказок, поговорок, пословиц, былин, но и пела много русских песен. Лицейская жизнь Пушкина была наполнена интересными музыкальными впечатлениями, он часто посещал царско-сельский домашний театр, музыкальные собрания, вечера у друзей - музыкантов. Известно также после ссылки на юг, он с жадностью и восторгом окунается в мир искусства.
И чтобы понять причины музыкальности стихотворений Александра Сергеевича, понять, что в его творчестве привлекало композиторов, и в чем заключается музыкальность творчества, я выбрала такие стихотворения, как «Фонтан Бахчисарайского дворца», «Я помню чудное мгновенье».
В стихотворениях как бы звучит мелодия, которую можно почувствовать. Эта мелодия усиливается в конце каждого предложения. Также каждая из мелодий имеет свои характерные черты.
Мелодии первого присуща плавность, сочетание спокойствия с неким напряжением. Рифма подчеркивает факты: в каждом катрене 2 и 3 строки заканчиваются мягким, деликатным женским ассонансом, а 1 и 4 – аллитерацией, что придает каждому катрену завершенность, законченность. Последние ударные слоги в четверостишии – некая точка, вывод из сказанного. В итоге все стихотворение звучит весьма убедительно, суждения автора претендуют на истинность.
Благодаря мастерскому владению звуком, поэт добивается эффекта непрекращающегося, падающего потока воды:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.
Второму – чувственность, нарастание. Стихотворение исполнено в сложном, четком ритме. Удачно сочетаются гласные и согласные. Поражает необычайная звуковая полногласность. Размер этого лирического произведения – пятистопный ямб.
Слово Александра Сергеевича по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. И вот уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен театров и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.
С 1822 по 1837 год русскими композиторами было написано более 70 лирических произведений.
- Михаил Иванович Глинка
- Александр Сергеевич Даргомыжский
- Модест Петрович Мусоргский
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Петр Ильич Чайковский
- Георгий Васильевич Свиридов
- Цезарь Антонович Кюи
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.
Как ни странно может, я люблю перечитывать классиков, особенно А.С.Пушкина, т.к. его стихи искренние и воодушевляющие. Пушкин опирался на язык народа.
И композиторы 20 века, оценившие наследие в А.С.Пушкине создали более 500 романсов большое количество опер, балетов, музыки к спектаклям.
В заключение нужно сказать. Пушкин был вечным источником вдохновения. Его лирика обогащена образами, эмоциями и музыкальностью. Кюи, Прокофьев, Шостакович и другие сделали шаг вперед в музыкальном воплощении пушкинской лирики.
Главное же, что музыка выразила современное восприятие поэзии А.С.Пушкина, а где-то и обогатила сложившиеся представление о ней, позволила оценить в ней то, что раньше оставалось в тени. Вывод таков, что вся жизнь поэта была неразрывна связанна с музыкой. И именно это повлияло на музыкальность в творчестве А.С.Пушкина. В произведениях поэта, как бы звучит мелодия, которую можно увидеть благодаря: аллитерации, ассонанса, стихотворному размеру, звуковой полногласности, ритму. Все это и является ролью пушкинской лирики в музыкальном творчестве.