Настольные игры появились в доисторические времена ещё до возникновения письменности и актуальны по сей день. В чем же секрет их долголетия? В начале исследования мы провели анкетирование. Были опрошены 169 человек, из них 74 — мужского и 91 человек женского пола. Возрастная категория — от 12 лет до старше 45 лет и старше. Мы проанализировали данные анкетирования, игры, которые выбрали наши респонденты, указав, какие способности эти игры развивают в первую очередь.
Существует мнение, что настольные игры имеют только развлекательный характер и никакой смысловой нагрузки в них нет. Мы утверждаем обратное: настольные игры развивают в нас определенные, жизненно важные качества. Например, учат нас больше размышлять, просчитывать ходы, обдумывать стратегию, следить за действиями соперника, быстро принимать решения с учетом изменившегося расклада, развивают в нас словарный запас, творческие навыки, а также помогают улучшить контакт с родными и близкими. Настольные игры также учат достойно принимать поражение. В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Поэтому важно научиться относиться к этому правильно, и тогда можно будет двигаться дальше.
Изучив все эти факторы и множество настольных игр, мы разработали свою, уникальную классификацию настольных игр, основанную на развитии личностных качеств человека. Классификация состоит из девяти типов:
- Игры, развивающие мышление (анализ, синтез, сравнение).
Одно из важных преимуществ настольных игр — это тот положительный эффект, который они оказывают на наше мышление. Во время игры мы больше размышляем, просчитываем ходы, обдумываем стратегию, следим за действиями соперника, быстро принимаем решения с учетом изменившегося расклада.
К этим играм относятся шахматы, шашки, покер,
- Игры, снижающие стресс и улучшающие самочувствие.
В современном мире избавление от стресса — одна из главных задач, которую решает человек, чтобы быть счастливым. Есть множество настольных игр, отлично помогающие в решении этой задачи. Это и легкие веселые игры, в которых нет острого соперничества, а их главная цель — не победа, а получение максимума положительных эмоций, и кооперативные игры, где вы вместе с друзьями противостоите самой игре, а не друг другу. Такие игры помогают улучшить контакт с родными и близкими, наладить связь между детьми и родителями, учат находить способы взаимодействия друг с другом. Можно сказать, что рассматриваемый вид игр — своеобразная психотерапия, когда члены семьи снимают напряжение от работы или учебы в семейной обстановке. К ним относятся такие игры, как «Плоский мир. Ведьмы», «Каркассон», «Диксит».
- Игры, развивающие творческое мышление и познавательные способности.
В настольной игре важно оценить ситуацию с разных сторон, поставить себя на место соперника, а для победы нужно придумать изящный и оригинальный ход. Именно таким способом оттачивается способность мыслить нестандартно. К таким играм можно отнести «Колонизаторы», «Эволюция», «Манчкин»
- Игры, улучшающие концентрацию внимания, воли.
Во время игры необходимо концентрироваться на ситуации, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также настольные игры развивают объективность и способность принимать взвешенные решения. К ним относятся шахматы, «Ужас Аркхема», «Фонарики»
- Игры, развивающие коммуникабельность.
Настольные игры помогают обзавестись новыми интересными знакомствами. Всегда интересно наблюдать, как во время игры незнакомая компания превращается в знакомую, барьеры стираются, стены непонимания рушатся. И, кто знает, может быть, это начало настоящей дружбы? Во время игры всегда приходится общаться с другими игроками. Зачастую для победы необходимо убедить соперников, переманить на свою сторону или привести железные аргументы против кого-то. Как правило, любая настольная игра предполагает участие нескольких игроков. Взаимодействуя друг с другом, они соглашаются соблюдать некоторые правила, тем самым вырабатывается дисциплина и возникает диалог друг с другом. Каждый игрок терпеливо ждет своей очереди, сопереживает соперникам, учится достойно переживать победу и поражение. К таким играм относятся «Мафия», «Гномы-вредители», «Зельеварение»
- Игры, развивающие грамотность, словарный запас.
Чтобы разобраться в правилах, нужно прочитать инструкции, текст на карточках и фразы, написанные на игровых полях, строго выполнять задания на словарный запас. К таким играм можно отнести «Крокодил», «Диксит», «Алиас».
- Игры, развивающие логику и математические навыки.
Математическая составляющая присутствует, так или иначе, в большинстве настольных игр. Иногда это обычный подсчет очков или количества мест для передвижения жетона. «Монополия» включают даже простейшие банковские операции, когда нужно разумно применить стартовый капитал. Также «настолки» совершенствуют память и учат решать проблемы, что пригодится при изучении азов математики. К этой категории игр можно отнести головоломки, лото, «Етта», «Цветариум», «Руммикуб»
- Игры, развивающие пространственное мышление.
К таким играм мы отнесли пазлы, кубики, конструкторы, «Эльфийский замок», «Дженга», танграмы.
- Игры, развивающие стратегическое мышление.
К этой категории игр мы отнесли «Пандемию», «Колонизаторов», «Андор», «Эй, это моя рыба!».
Настольные игры стимулируют воображение и развивают творческие способности у детей и взрослых, выполняют обучающую и образовательную функцию, объединяют участников, тем самым сплачивая семью. Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Игра — это та искра, которая зажигает огонек пытливости и любознательности детей». В ходе исследования мы пришли к выводу: роль настольных игр заключается в том, что они позволяют получить знания в легкой и ни к чему не обязывающей форме, развивают память, внимательность, учат находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем.